Продан как инструмент для усмирения Гройсмана
/ Мирослав Продан via Facebook

Без Табу объясняет, в чем смысл уголовного преследования очередного экс-главы ГФС Мирослав Продано, возвышенного Гройсманом, но не удержавшегося на своем посту и якобы вынужденного бежать из страны в лучших традициях плохих детективов.

Хотите – верьте, хотите – нет, но должность главы ГФС все же превратилась в проклятое место. Мало того, что кадров туда ставят неоднозначных, так они еще и дров умудряются наломать с соответствующим размахом. Возможно, все дело в плохой карме ведомства-предшественника, ведь в сторону несуществующего уже министерства доходов под руководством Клименко (более известного как Минсдох) ныне кто только не плюется. Да и толковый обер-мытарь вообще-то должен знать все приемчики, используемые опытными коррупционерами. Но знание и применение на практике – вещи все же разные.

О бывшем уже преемнике Насирова — Мирославе Продане — за три месяца, прошедшие после отставки, успели порядком подзабыть. Для его «воскрешения» в медиапространстве понадобилась новость странноватой формы и содержания. Выезд на территорию сопредельного государства в багажнике легковушки – это, конечно, весело и нестандартно. Но зачем подобные трюки бывшему руководителю таможни Винницкой области, граничащей с Молдовой? Ведь воистину плох тот таможенник, который за время работы не обзавелся связями по ту сторону кордона.

Бегство Продана задокументировано

Дальнейшие события показали, что новость была «уткой» лишь отчасти. Продан действительно за границей, но не в Молдове, а уже в Германии. Выехал легально, а не в качестве «живого груза», да и официальной причиной поездки стала необходимость пройти курс лечения, а не бегство от врагов и обстоятельств. Во всяком случае, так считает сам Продан.

Версия Продана — не убежал, а отбыл на лечение

Однако бежать действительно было от кого: сентябрьская отставка была отнюдь не добровольным ходом, а вынужденным смещением. Непотопляемый генеральный прокурор Юрий Луценко еще летом говорил о доказательствах коррумпированности чиновника и фактах незаконного обогащения, а ГПУ параллельно еще проводила обыски среди его окружения.

Важно понимать, что по меркам украинского политикума «беглец» даже не провинился, а так, мелко накосячил. Нестыковки действительного финансового состояния с традиционно скромной декорацией – раз (министр Омелян и глава НАБУ Сытник на такие «мелкие косяки» даже бы не обратили внимания). Возможное участие в сделках по приобретению недвижимости как на родине, так и в Турции через подставных лиц (родного кума) – два.

«Мелкие» грешки Продана — опытного налоговика подвело незнание матчасти и принципов работы месседжеров

Если, скажем, нардепов восьмого созыва привлекать за подобные грехи, то в один прекрасный день в сессионном зале даже кворума не наберется. Условный Павелко за куда большие проступки гарантированно отделается публичным порицанием (и это в худшем для него случае). Значит, за уголовным преследованием заведомо лишенного иммунитета фигуранта стоит что-то еще.

Ни для кого не секрет, что Мирослав Продан занял должность руководителя ГФС исключительно благодаря протекции Владимира Гройсмана. Бывший винницкий градоначальник подобно своему патрону всегда тяготел к землячеству и клановости. При неожиданном повышении со спикера парламента до премьер-министра он чуть ли не условие Банковой поставил: если уж назначаете меня, то дайте привлечь своих людей. Так в правительстве и появились персонажи вроде Кистиона и рекомендующего согражданам «меньше жрать» министра-жердяя Ревы.

В Администрации президента два года назад на это посмотрели сквозь пальцы. Нового главу кабинета министров знали как облупленного, ярко выраженных политических амбиций он не имел и воспринимался фигурой сугубо технической. Но наверху позабыли (или не знали) о том, что в каждом солдатском ранце лежит маршальский жезл. Воздух свободы так защекотал премьеру подмышки, что он почувствовал себя самостоятельным и независимым политиком. Тут и горбачевская риторика вдруг включилась, и активные поездки по стране с обещанием уменьшить безработицу и увеличить надои начались.

Однако особенно рьяно Гройсман отстаивал интересы своих протеже. Вы все еще думаете, что Александр Данилюк лишился портфеля министра финансов из-за должностного несоответствия и профессиональных просчетов? Если так, то зря. Поводом для отставки стала лобовая атака на Продана, охарактеризованного как «полулегитимного и полностью управляемого руководителя». Премьер-министр счел жертву фигуры оправданной и добавил, что глава ГФС останется на занимаемой должности, пока он возглавляет правительство.

Обещание, как видите, сдержать не удалось. Не в первый и, похоже, не в последний раз. Отсюда и напрашивается ожидаемый вывод: в приоритете не преследование пусть и топ-чиновника, но вполне заменяемого, а усмирение того, кто его назначал и поддерживал. В логику действий Администрации президента эта версия укладывается прекрасно, тем более что в качестве «орудий усмирения» используются вращающиеся на президентской орбите Луценко и Холодницкий. Вчерашнему мальчику на побегушках нужно вовремя дать осознать неуместность личных амбиций – ну пойдешь ты сам по себе на выборы, ну наберешь жалкие полтора-два процента, и кому от этого будет лучше? Явно не тем, кто тебя когда-то в люди вывел. Рано или поздно все равно придется поддаться и повиниться.

А с Проданом, скорее всего, не случится ничего. Потаскают на допросы пару месяцев для вида, торжественно объявят невиновным по всем пунктам в зале суда. Или же заранее свернут расследование с неофициальной формулировкой «извините, бес попутал». Даже трюки с одеялами и вахтерами и прочей клоунадой не понадобятся. Ну не сажают у нас за переписанные на родственников дорогие автомобили, не сажают, пора бы уже привыкнуть. Главное, чтобы желания баллотироваться в президенты по примеру предшественника не возникло.

Виталий Могилевский, Без Табу

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Может Заинтересовать

Антивирусная диета: как Рада изменила бюджет под нужды карантина

Ростислав Шаправский заместитель главного редактора Ульяна Безпалько корреспондент Верховн…